08.02.2017
Передвижная художественная выставка Мемориального музея немецких антифашистов (филиала Центрального музея Великой Отечественной войны) «АНТИФАШИСТСКАЯ ГРАФИКА ВРЕМЁН ВОЙНЫ»
Карикатура и плакат всегда были мощным средством пропаганды, а в годы Великой Отечественной войны приобрели особое гражданское звучание, стали политическим оружием против фашизма и сыграли огромную роль в борьбе за освобождение нашей Родины от врага. Сегодня они, как и многие другие свидетельства истории, являются яркими доказательствами неугасающего таланта русского человека и любви его к своей стране.
Особую ценность работам советских художников придает то, что авторы их – фронтовики. Они прошли со своей армией по дорогам войны, деля с солдатами горести и радости фронтовой жизни.
Главное политуправление РККА не случайно привлекало к своей работе художников-карикатуристов. В годы войны ГлавПУ РККА выпускало газеты, журналы, листовки, которые идеологически работали на войска противника.
Открывают нашу выставку работы художника-графика Бориса Ефимовича Ефимова. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, брат Михаила Кольцова. Б. Ефимов работал в жанре политической, в том числе антифашистской графики и карикатуры. С 1922 года сотрудничал с газетами «Правда» и «Известия», журналами «Крокодил» и «Огонёк», лауреат Государственной премии СССР. Все работы на выставке представлены в хронологическом порядке. Карикатуры на фашистских деятелей поражают своей остротой и актуальностью. Так, например, графическая работа «Генерал-фельдмаршал Паулюс попал в историю» была выполнена после Сталинградской битвы. Накануне битвы Гитлер присваивает Паулюсу звание фельдмаршала, чтобы он даже не думал о плене, но он сдаётся в плен и спасает остаток своей 6-ой армии. Более ста тысяч человек были спасены от неминуемой гибели. Актуальна также работа, созданная в 1944 году «Гитлер перешёл в наступление на собственных генералов». После того, как 20 июля этого года группа офицеров под руководством графа фон Штауффенберга совершила неудачное покушение на Гитлера, он устроил настоящую охоту на собственных офицеров. Работа «Встреча трёх» – отклик на присоединение к нашей армии союзных войск.
Продолжают экспозицию работы Клинча (Петрушанского) Бориса Григорьевича. В 1924 году он начал сотрудничать с московскими газетами и журналами. В годы Великой Отечественной войны работал в ГлавПУ РККА, делал рисунки к антифашистским листовкам и рисовал карикатуры. Одна из ярких его работ «Сеятель». Гитлер – это война, война – это огромные потери. Он сеет смерть во всём мире.
Мы переходим к работам Бориса Ивановича Пророкова – советского графика, народного художника СССР, сотрудника газеты «Комсомольская правда», а так же журналов «Смена» и «Крокодил», лауреата Государственной и Ленинской премий СССР. В 1941-1945 гг. Пророков участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Имеет боевые награды. Представленные на выставке работы выполнены на Ленинградском фронте. Здесь хорошо показаны Балтика, бои в Нарвском заливе, финские и немецкие военнопленные, которые были взяты в плен в ходе военных операций.
Менее известны, но не менее интересны работы Ивана Ивановича Харкевича. В годы войны он работал в Риге в издательстве газеты «Друг Солдата». Занимался наглядной агитацией, выполнял эскизы плакатов и фотомонтажных листовок. Мы представили его уникальные эскизы антифашистских пропагандистских карт, которые были задуманы как игровые на Северо-Западном фронте в конце 1942 года. В 1943 году они были уже готовы. Над картами работал не только Харкевич. Лев Копелев, который так же работал в этой газете, составлял к ним тексты. На выставке также даны зарисовки пленных немецких и финских солдат. Окончил Иван Иванович войну в Берлине.
Неповторимы и уникальны работы Александра Самойловича Житомирского. В годы войны он тесно сотрудничал с ГлавПУ РККА, оформлял журнал «Фронтовая иллюстрация», созданный в июле 1941 года для немецких солдат. Работая в контакте с Национальным Комитетом «Свободная Германия», Житомирский создавал иллюстрации к газете «Фрайес Дойчланд им Бильд» для немецких военнопленных. Их маленький редакционный коллектив выпускал также журнал «Фронтовая иллюстрация» для наших воинов, листовки о героях, плакаты, фотогазеты. Его работы были настолько яркими и выразительными, что Геббельс внес имя Житомирского в список «Найти и повесить».
В 1961 году на выставке в Берлине, устроенной в честь 70-летия Д. Хартфилда были представлены работы А. Житомирского. Его фотомонтажи всегда просты, выразительны, и часто обретают значение символа.
Достойным завершением экспозиции стали работы Николая Николаевича Жукова – народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Госпремий СССР. С 1943 года он являлся руководителем студии военных художников им. М.Б. Грекова. Автор военно-политических плакатов, фронтовых зарисовок. Николай Жуков в числе немногих художников присутствовал на Нюрнбергском процессе и сделал ряд зарисовок с натуры. Его персонажи – преступники, защита, свидетели, судьи. Ему удалось запечатлеть психологическое состояние подсудимых. На их лицах и в позах – безысходность, трагизм, страх возмездия. На Нюрнбергском процессе по делу главных военных немецких преступников были осуждены невиданные по масштабам и бесчеловечности злодеяния нацистов.
Выставка работает ежедневно, кроме понедельника с 10-00 до 18-00
Справки по телефону: 8(48251)9-15-52,8-905-601-43-60.
Адрес: пл. 9 Января, д.2