1 декабря в 14.00. в Странноприимном доме Борисоглебского монастыря состоится открытие экспозиции «Образ святой, литой, старинный». (Меднолитые кресты и иконы XII–XIX вв. из фондов ВИЭМ).

29.11.2016

МЕДНОЕ ЛИТЬЕ — условный термин, принятый в современном музейном деле. Медь в чистом виде не использовалась — только с легирующими добавками.
Литая мелкая пластика из меди известна на Руси с XI в. и была распространена на протяжении всего средневековья и Нового времени.
Религиозный раскол второй половины XVII в. проложил своеобразную границу в развитии этого вида прикладного искусства, ставшего составной частью особой, старообрядческой, культуры, которая, подвергаясь гонениям и запретам, развивалась параллельно с официальной.
Старообрядческая меднолитая пластика тесно связана с идео-логией одного из основных течений старообрядчества — беспоповского поморского согласия, не приемлющего священства, игравшего ведущую роль на протяжении всего XVIII в. Есть основания предполагать, что именно поморские изделия были наиболее ранним видом старообрядческого литья.
С конца XVIII в. традиции поморского литья продолжили мастера Московской Федосеевской Преображенской общины. В тот же период стало развиваться меднолитейное произ¬водство и в среде старообрядцев-поповцев, приемлющих священство. Многочисленные кустарные мастерские были созданы в Московской, Нижегородской, Владимирской и других губерниях. Широкую известность приобрели гуслицкие мастера (по названию местности Гуслицы в Богородицком уезде Московской губернии). Литейные мастерские существовали также на Урале, в Сибири, Поволжье, Прибалтике.

На экспозиции представлены различные типы меднолитых крестов и икон XII–XIX вв., из фондов ВИЭМ. Коллекцию мелкой медной литой пластики составляют предметы, полученные в ходе археологических исследований, приобретенные у населения или полученные в дар.



Возврат к списку