Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Администрация города Торжка

официальный сайт

РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЕ 300 ЛЕТ

  • 12 2022

    12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
    Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
    После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, особенно в период царствования Анны Иоанновны, то есть по существу была ликвидирована. Вновь прокуратура была восстановлена 12 декабря 1741 года Указом императрицы Елизаветы Петровны и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.
    Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. Тогда в значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти.
    В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.
    С созданием в 1802 году министерства юстиции, должность министра стала совмещаться с должностью Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.
    В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых очень четко было определено назначение прокуратуры-наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие -Генерал- прокурором Российской Империи.
    С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Но следует иметь в виду, что закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончанию предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.
    При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законную функцию.
    В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура России просуществовала до Октябрьской революции. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года прокуратура была упразднена.
    На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Только в 1922 году Всероссийский Центральный Исполнительный комитет принимает постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. ВЦИК признал необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Как известно, против двойного подчинения выступил В.И.Ленин - Председатель Совета Народных Комиссаров и свою точку зрения ему удалось отстоять: «Законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Но в целом на подготовку Положения о прокурорском надзоре 1922 года оказало большое влияние дореволюционное законодательство о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе народного комиссариата юстиции, в качестве ее отдела. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором республики (так же, как и Министр юстиции царского правительства - Генерал-прокурором). Губернские прокуроры, их помощники, назначались и увольнялись Прокурором республики.
    Следует отметить, что на протяжении многих лет структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров регулировались законодательством о судоустройстве.
    После образования Союза ССР была учреждена Прокуратура СССР. Она была выделена из органов юстиции и являлась самостоятельным государственным органом. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местной власти.
    Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму и Совнаркому СССР. Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.
    В годы Великой Отечественной войны деятельность всех органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Сотрудники прокуратуры принимали активное участие в расследовании преступлений фашизма. А Роман Андреевич Руденко (в 1953 — 1981 гг. Генеральный прокурор СССР) выступал в качестве главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками в 1945 — 1946 гг.
    С наступлением мирного времени возникла необходимость перестроить и деятельность прокуратуры, учитывая особенности политической и экономической жизни страны. С 1946 года Прокурор СССР стал именоваться Генеральным прокурором СССР. Первым Генеральным прокурором СССР был Константин Петрович Горшенин.
    После распада СССР и образования на его основе нового государства – Российской Федерации – в январе 1992 года был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому закону, прокуратура в России является самостоятельным государственным органом, не входящим ни в одну из ветвей власти. Часть задач, ранее выполняемых прокуратурой, перераспределена между другими правоохранительными ведомствами.
    Три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего общества.
    Изначально прокуратура неоднозначно воспринималась различными слоями общества хотя бы потому, что была призвана изобличать казнокрадство и мздоимство, сепаратизм и вседозволенность вельможной и чиновной знати, оберегая единство и безопасность государства. Именно служением интересам отечества, строгим надзором за законностью, российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, знавшей и нелицеприятные страницы, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.
    Межрайонной прокуратурой в 2021 году превентивными и надзорными мерами обеспечивалось исполнение законов в различных сферах жизнедеятельности. Решению широкого спектра социально-экономических проблем способствовали масштабные надзорные мероприятия, создавались необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения интересов государства. Прокурорскими проверками установлено более 3200 нарушений федерального законодательства в целях устранения которых внесены 1477 актов прокурорского реагирования.
    В сфере ЖКХ межрайонной прокуратурой выявлено значительное число нарушений, что требует особого внимания, выработки новых подходов надзорной деятельности, обеспечивающих упреждающее воздействие на состояние законности в указанной сфере. С учетом анализа нарушений, выявляемых межрайонной прокуратурой в прошлые годы, особое внимание уделялось подготовке к отопительному периоду, что позволило обеспечить своевременную подачу жителям г.Торжка и Торжокского района тепловой энергии.
    Межрайонной прокуратурой на постоянной основе ведется работа, направленная на выявление, устранение и предупреждение нарушений законодательства в сфере оплаты труда, осуществляется мониторинг ситуации, складывающейся в организациях различных форм собственности города Торжка и Торжокского района, имеющих задолженность по выплате заработной платы. В 2021 году межрайонной прокуратурой в суд направлено более 100 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму свыше полутора миллионов рублей.
    Межрайонной прокуратурой особое внимание уделялось соблюдению конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, соблюдению жилищных прав. Принимались меры по защите прав многодетных семей.
    Реализуя возложенные на органы прокуратуры полномочия, межрайонный прокурор обращался в суд с исками в различных сферах гражданских правоотношений, будь то защита интересов государства, неопределенного круга лиц или отдельно взятого гражданина. Именно активная позиция межрайонной прокуратуры в сфере защиты прав и законных интересов граждан определяет эффективное снижение социальной напряженности на поднадзорной территории, поскольку позволяет из года в год вырабатывать преимущественную роль прокуратуры в защите нарушенных прав, понимании защищенности со стороны государства.
    В день профессионального праздника поздравляем вас, уважаемые работники и ветераны органов прокуратуры. Выражаем признательность за внесение достойного вклада в эффективную защиту законных прав и интересов граждан, общества и государства, за высокий профессионализм, верность служебному долгу и преданность Отечеству.
    С праздником вас, уважаемые коллеги! Самые наилучшие пожелания вам, вашим родным и близким!



Возврат к списку