Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Администрация города Торжка

официальный сайт

9 декабря - Всемирный день борьбы с коррупцией

  • 16 января 2014

    Коррупция, как и любое другое преступление, существовала в разных культурах во все века. Ещё во времена античности перед обществом стояла проблема борьбы с коррумпированностью должностных лиц государства, и предлагалось вести её «посредством законов и остального распорядка». Коррупция осуждается всеми мировыми религиями.
    Наиболее интересно определение коррупции, сделанное Н. Макиавелли, – использование публичных возможностей в частных интересах. Другой великий европейский ученый – Томас Гоббс, написал строчки, мудрость которых актуальна и сегодня: «…люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения».
    В России, в конце IХ, начале X в.в., по примеру Византии, происходит зарождение «легальной» коррупции, т.е. возникает, как таковой, институт «кормления» - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Государем считалось, что население региона обязано «кормить» наместника. А так как, наместник (воевода) обладал тогда огромными полномочиями, население не скупилось на богатые подношения. Собрав мзду или оброк, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимались в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников.
    Такая система материального содержания государственного аппарата порождала многочисленные нарушения со стороны «кормленцев» и, разумеется, создавала препятствия для нормального функционирования государственного аппарата. «Кормления» были официально отменены лишь Иваном Грозным в 1556 г., но эта традиция жить и богатеть за счёт подданных, похоже, сохранилась в менталитете государственных и муниципальных служащих, к нашему горькому сожалению, и по сей день.
    В XVI - XVII вв., на заре становления российской бюрократии, появилась и получила широкое распространено такое понятие, как «почесть», которая была формой добровольно-принудительного подношения и была призвана выражать уважение к тому, кто её удостаивался. Уважительное значение «почести» происходит от старинного русского обычая одаривать уважаемого человека, и особенно начальство.
    То, что коррупция является злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество впервые было осознано в царствование Петра I, который начал вести активную борьбу против коррупции, стараясь поставить борьбу с ней на правовую основу. Очень интересен Указ Петра I от 30 января 1701 г., который направлен, во-первых, против тех приказных людей, которые «для своего лишнего мздоимания, отговариваются всякими приказными, будто нужными делами, волочат за крепостью недели по три и четыре, а иных месяцев по два…», во-вторых, в провозглашении намерения с помощью нового порядка уберечь подданных от волокиты и убытков, в-третьих, в угрозе смертной казнью подъячим крепостных дел за «бездельные прибытки пронырством». С этой точки зрения Указ 30 января стоит в одном ряду с другими указами и манифестами, в которых разоблачительное начало, угрозы в адрес нерадивых и корыстолюбивых чиновников, равно как и обещания навести порядок.
    В декабре 1714 года Петр I издал указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отмечено поместное обеспечение чиновников, и повысил денежное жалованье: с 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Также введен новый надзорный орган – прокуратура, новая должность – генерал-губернатор – для борьбы с судебной волокитой и пресечением лихоимства. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, был вправе приостановить исполнение судебного решения. Это была попытка отделить суд от администрации. Генерал – губернатору выплачивались «столовые деньги». О жаловании ему умалчивается. При Петре I губернатор получал в год 1200 руб. и 600 четвертей хлеба. Только при Петре I установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений.
    Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II,Александра I, Александра III и других государей. Однако уже в 1727 г. нехватка средств заставила правительство вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривающей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел». Под иностранным словом «акциденция» узаконивался все тот же средневековый обычай кормиться приказным за счет населения. Лишь в начале 60-х гг. XVIII в. это правило было отменено.
    В дальнейшем, во времена дворцовых переворотов честные служащие практически исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но была не в силах что-либо изменить.
    Новое развитие коррупция получила при переходе к новым рыночным отношениям и утверждению в стране капиталистического социально-экономического уклада.
    А. С. Пушкин в «Заметках по русской истории ХVIII века» (1822) бюрократию периода правления Екатерины II охарактеризовал одной фразой: «От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно». Последующие века не смогли избавить правительственный аппарат от этих пороков. Реформы государственного управления, проведенные Александром I (1801–1811 гг.), и прежде всего создание министерств, сосредоточивших в своих департаментах все нити управления Россией, способствовали усилению бюрократических начал, что создавало благоприятную почву для казнокрадства и взяточничества.
    «Крадут» – так определил происходящее в России в начале ХIХ века Н.М. Карамзин.
    Процветанию коррупции также способствовали и другие факторы. Долгое время стране не хватало квалифицированных служащих. Особенно остро эта проблема стояла на окраинах огромной империи. Это привело к тому, что законом разрешалось поступление на государственную службу ссыльных.
    Кроме того, в русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Государственным служащим, в свою очередь, сложно было сопротивляться такому давлению, поскольку отказ от «подарка» воспринимался как обида.
    К середине ХIХ в. коррупцией были поражены многие звенья государственного аппарата, коррупция стала обычным и повсеместным явлением. Чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением. На этом основан сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. Насколько острой должна быть проблема, чтобы целый ряд писателей, таких, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, поднимали в своих произведениях тему коррупции? Благодаря чиновникам великий русский язык обогатился характерными пословицами, например: «не подмажешь - не поедешь», «дело в шляпе» (в шляпу чиновнику совали взятку, после чего дело благополучно решалось), «закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло» и многими другими такого же рода.
    К ХХ в. в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Коррупцией, основанной на фаворитизме, заразилась и самая верхушка государственной власти. Накануне революции взяточничество и казнокрадство расцвело пышным цветом.
    Смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней в новой административной среде. В мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации". А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.
    В 20-е годы мера пресечения ужесточалась постоянно, но отнюдь не она ограничивала масштабы злоупотреблений чиновников. Просто во времена «военного коммунизма» денежное обращение практически отсутствовало. Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.
    Вместе с самой властью закончилась и история борьбы Советской власти с коррупцией, так и не увенчавшаяся успехом.
    В наши дни коррупция, сохраняя в трансформированном виде все отличительные черты прошлого, приобрела ряд новых качеств и при этом значительно возросла в масштабах, превратившись в исключительно сложное явление, облада¬ющее многими аспектами, каждый из которых требует самого тщательного анализа.
    Для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в России достигли значительного уровня. По оценкам специалистов: годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны.
    В октябре 2010 года было проведено социологическое исследование по определению уровня коррупции среди населения и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Это исследование осуществлялось по заказу Минэкономразвития Российской Федерации, опрос проводился в 70 субъектах Российской Федерации. Опрашивалось население в возрасте от 18 лет и старше. Согласно данным исследования 51%, то есть примерно половине опрошенных граждан, общавшихся с представителями государства, хотя бы раз доводилось делать выбор: вступать или не вступать в коррупционные отношения с последними. Почти треть (29%) опрошенных граждан, посещавших государственные учреждения или органы власти попадали в коррупционную ситуацию при последнем по времени взаимодействии с представителем государства. При этом 47% респондентов, согласно результатам опроса, давали взятку чиновникам в последней по времени коррупционной ситуации.
    Таким образом, взятки даются почти в половине случаев, в которых, по мнению респондентов, от них ожидается неформальное вознаграждение. Согласно расчетам, в течение 2010 г. граждане Российской Федерации заплатили в виде взяток не менее 164 млрд. руб.
    По индексу восприятия коррупции в 2011 году из 183 стран Российская Федерация заняла лишь 143-е место. Соседями России по рейтингу стали Азербайджан, Беларусь, Коморские Острова, Мавритания, Нигерия, Того и Уганда.
    Если сравнивать показатель России в 2011 году с данными 2010 года, то можно отметить лишь небольшую позитивную динамику. Это объясняется принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе.
    Наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тысяч), здравоохранения (6,7 тысячи) и образования (6,6 тысячи).
    Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
    противодействии коррупции». Указанным законом путем перечисления примерных противоправных действий введено определение «коррупция»: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
    Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
    В Российской Федерации установлены следующие организационные основы противодействия коррупции:
    Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
    Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
    Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
    Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
    Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
    Прокуратуре, которая занимает особое место как в системе органов государственной власти, так и в системе правоохранительных органов, отводится особая роль в таком важнейшем направлении деятельности государства, как противодействие коррупции. Помимо своей традиционной надзорной функции и осуществления уголовного преследования по коррупционным преступлениям, органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности по противодействию коррупции всей правоохранительной системы. Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.
    Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.



Возврат к списку