Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Администрация города Торжка

официальный сайт

Новоторы приглашают отведать вкусных яблок и мёда свежего урожая

  • 15 2016

    Новоторы приглашают отведать вкусных яблок и мёда свежего урожая

    Всероссийский историко-этнографический музей приглашает 27 августа в 14-00 в Новоторжский кремль, где состоится праздник «Спассовки».
    Угощаем медом первого сбора, яблоками.

    На празднике Вы сможете принять участие в играх, викторинах, послушать народные песни, отведать свежих яблок и меда свежего урожая.
    Адрес: музейный комплекс ВИЭМ, «Новоторжский кремль», ул. Старицкая,1. Справки по тел: 9-81-14, 8-905-601-43-60.

    Август-месяц щедр к людям тремя христианскими праздниками: тремя Спасами. Значение каждого праздника различно и уникально. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас.
    По церковным канонам Яблочный Спас правильно следует называть Преображение Господне,или Спас Иисуса Христа. Но как и сейчас, так и в более старые времена более популярным считалось название Яблочный Спас. Следующий Ореховый, Спас, который в народе отмечают 29 августа, завершает череду праздников, посвященных началу сбора урожая Медовый Cпас (Маковеи).
    Первый Спас Медовый. 14 августа
    14 августа – первый Спас, Спас Медовый, Спас на воде. Это первый из трех праздников августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу.
    Возникновение этого праздника объясняется тем, что жаркими августовскими днями Константинополь страдал от жары и от распространения большого количества различных болезней. И чтобы хоть как-то помочь жителям, установился обычай выносить из храма святой Софии частичку креста, на котором был распят Иисус. Это делали с целью освящения целого города.
    Первый Спас раньше отмечали без лишних излишеств и пышностей, потому что в это время простому крестьянину было не до отдыха. Однако некоторые традиции всё же соблюдались. С 14 августа начинали собирать урожай мака, поэтому этот Спас называют еще маковым, или Маковеем.
    Называли этот Спас и медовым, так как считалось, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу с цветов. И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали, есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас – лакомка».
    Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы.
    Второй Спас. 19 августа
    Яблочный Cпас (Преображение Господне).
    По церковным канонам Яблочный Спас правильно следует называть Преображение Господне ,или Спас Иисуса Христа. Но как и сейчас, так и в более старые времена более популярным считалось название Яблочный Спас.
    История возникновения Яблочного Спаса (Преображение Господне) уходит корнями в Библейские времена. Согласно Священному Писанию Иисус стал готовить своих учеников к наступающим неприятным событиям еще задолго до того, как они должны были произойти.
    Окружение Христа, его апостолы, были убеждены, что несмотря ни на что их учитель должен будет стать царем Израиля. Но Иисус пытался растолковать ученикам, что не является пророком, а явился на Землю как сын Бога, единственной целью которого является спасение людей.
    Задолго до своего распятия и вознесения Христос хотел доказать ученикам, что является мессией, а не простым смертным. Его самые близкие последователи – Петр, Иаков и Иоанн – отправились вместе с учителем на гору Фавор, для произношения молитвы. Задремавшие было апостолы были разбужены ярким светом, они и увидели Преображение Господне. От учителя исходило сияние, приведшее его учеников в восторг. Рядом с Иисусом находились Моисей и Илия, напутствовавшие Христа на исход из Иерусалима ради подвига. Дальше на гору снизошло облако и услышали ученики голос Бога, который сказал им, что Иисус и есть его сын.
    В Древней Руси праздник Яблочного Спаса всегда сопровождался шумными праздниками, когда крестьяне отмечали не только большой православный праздник, но и смену времени года, приход осени. Сразу после заката в деревнях распевали песни.
    Свое название Яблочный Спас получил по времени созревания яблок, которые крестьяне обмакивали в мед или сахар или же готовили выпечку с яблоками. Наши предки верили, что самый последний кусочек яблока, съеденный на Спас будет волшебным. Стоит лишь загадать желание, а затем съесть кусочек яблока, и оно обязательно сбудется. На юге Руси, где в изобилии произрастал виноград, наибольшее предпочтение отдавали именно ему. Во время Яблочного Спаса те крестьяне, в садах которых росли яблоки или виноград, обязательно выставляли на дворе телеги с плодами и бесплатно угощали ими всех нуждающихся.
    Считалось, что после Преображения Господня и сама погода преображается, да и ночи стоят уже холодные. По погоде на Яблочный Спас определяли, каким в будущем году будет январь.
    Третий Спас. 29 августа
    Ореховый Cпас (Хлебный).
    Третий, Ореховый, Спас, который в народе отмечают 29 августа, завершает череду праздников, посвященных началу сбора урожая.
    У третьего Спаса много названий – Хлебный Спас, Ореховый, Спас на Холсте. В православии в этот день отмечают перенесение Нерукотворного Образа Господа из Эдессы в Константинополь и связывают праздник с чудом, описанным в Евангалии.
    Две тысячи лет назад князь города Эдессы по имени Авгарь заболел проказой. Несчастный правитель долгое время мучился и искал по всему миру врачей, которые помогли бы избавиться ему от этой страшой болезни. Но все было тщетно – никто не мог помочь.
    В один прекрасный день купцы рассказали ему о целителе из Палестины. Говорили, что он одним своим видом исцеляет любые болезни. И тогда отчаявшийся Авгарь отправил к врачевателю своего придворного художника. Этим целителем оказался Иисус Христос. Художник, прибывший к Иисусу, как ни старался, не смог написать портрет Сына Божьего. И тогда Иисус умыл лицо, высушил его холстом, на котором остался отпечаток, и отдал его художнику. И как только князь Эдессы прикоснулся к полотенцу – болезнь тут же его покинула.
    Холст с отпечатком лица Христа князь поместил в стене над городскими воротами Эдессы. Когда через много лет город захватили язычники, жители заложили Нерукотворный Образ Иисуса кирпичом. В 10-м веке он был заново обнаружен и 29 августа 944 года перенесен в город Константинополь, который в те времена был оплотом христианства. Благодаря этому праздник получил название Спас на Холсте.
    А Ореховым Спасом в народе праздник называют потому, что с этого дня начинали собирать лесные орехи. По традиции, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин в поселении. Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковер, и начиналось настоящее гулянье – веселье, песни, пляски.
    Конечно же, существовало множество примет и обрядов, связанных с третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек – такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
    Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть, и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий – к большой любви, горький – любимый будет изменять, если орех недоспел – жди важное известие, а если гнилой оказался – быть беде.
    Наши предки были убеждены, что на третий Спас ветки орешника наполняются магической силой. Собирался орешник со специальными молитвами и благодарственными словами к самому дереву. Считалось, что банные веники, которые вязали из орешника, собранного именно в этот день, способны были избавить людей абсолютно от любых болезней.
    Обратите внимание, много ли плодов на дереве? в народе существует поверье, что если Господь наградил богатым урожаем орехов, значит, в этом году большая часть людей прожили жизнь праведно.



Возврат к списку