На 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов планируется проведение бюджетной политики в логике "бюджетных правил" с постепенной нормализацией по мере адаптации экономики к новым условиям
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"(утв. Минфином России)
Значение двух ключевых параметров "бюджетных правил" - базовые нефтегазовые доходы и структурный первичный дефицит - при этом предлагается модифицировать. Уровень предельных первичных расходов федерального бюджета в соответствии с новыми параметрами "бюджетных правил" будет определяться суммой ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов в размере 8,0 трлн рублей и сальдо квази-бюджетных операций "под чертой" (сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов). Предполагается временное превышение предельного размера расходов уровня, соответствующего "бюджетным правилам": на 2,9 трлн рублей и 1,6 трлн рублей в 2023 и 2024 гг., соответственно. К 2025 году предполагается завершение нормализации бюджетной политики с выходом на параметры, полностью соответствующие "бюджетным правилам".
Предусмотрены дальнейшие шаги по повышению справедливости распределения природной ренты между недропользователями и гражданами (через бюджет) - в частности, в тех отраслях ресурсного сектора, где наблюдается устойчивая избыточная рентабельность капитала в результате благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках:
- газовый сектор: повышение ставки НДПИ и увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с размера превышения цены на газ уровня 300 $/м3, а также введение повышенной ставки налога на прибыль на экспортеров СПГ;
- нефтяной сектор: корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на нефтяное сырье и уточнение сопутствующей надбавки в ставке НДПИ (Нбуг);
- сектор ГМК: временное (в течение 1 квартала 2023 года) повышение НДПИ на уголь и введение экспортной пошлины на удобрения и уголь при превышении определенного уровня экспортных цен.
Структура расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию задач, поставленных Президентом РФ, национальных проектов, а также инициатив социально-экономического развития Российской Федерации. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности и поддержке семей с детьми.
Приведены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития, в числе которых, повышение инвестиционной активности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, укрепление конкурентоспособности и вовлеченность в глобальную торговлю, цифровая трансформация, здоровье и благополучие людей и новый общественный договор, и прочее.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования. В целях минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием госдолга, долговая политика будет нацелена на привлечение необходимого объема заемных ресурсов с приоритизацией предложения облигаций с постоянным доходом.
В течение переходного периода 2024 - 2025 гг. предусмотрена возможность использования средств ФНБ на цели финансирования дефицита федерального бюджета в размере до 2,9 и 1,3 трлн рублей соответственно.