: «Девиз Всемирного дня прав потребителей «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей»
Девиз Всемирного дня прав потребителей
«Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему Всемирного дня прав потребителей 2024 года — "Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей".
Настало время обсуждать вопросы использования искусственного интеллекта (далее ИИ) в потребительских правоотношениях, а также доверия потребителей электронным помощникам - "чат-ботам" с генеративным искусственным интеллектом.
Искусственный интеллект (ИИ) - это компьютерная программа, которая принимает и анализирует данные, а затем делает выводы на их основе, это сложная система обучения и принятия решений. ИИ может обучаться самостоятельно, используя свои предыдущие решения.
Ниже приведём варианты лишь малой части возможностей ИИ.
Привязка фотографии к определенному классу, к примеру, можно показать множество фотографий птиц, а ИИ определит, даже при новом изображении птицы, что это именно птица.
Группировка текстов схожей тематики, например, из множества литературы, подобранную студентом, нужно выбрать текст, связанный с истоком реки Волги. Алгоритм найдет все материалы со словосочетанием «Река Волга» в различных вариантах и даже, если встретит в подборке, то выдаст данные об автомобиле «Волга». Но ИИ должен понимать смысл напечатанного и определить, подходит ли его выбранный текст к заданию.
Нейросеть — это вид ИИ, она способна адаптироваться к новым условиям. Например, задача: «Написать претензию по недостатку товара, используя Закон о Защите прав потребителей». Сеть, выдает результат. Далее, мы даём команду «Текст дополнить описанием морального вреда». Нейросеть, на основании созданной ранее претензии, переработает её с учетом новой задачи. Но результат может быть сомнительный, т.к. Нейросети допускают смысловые ошибки.
Чат-боты — это не всегда нейросети. Это может быть программа, имитирующая человеческое общение, заложенная программистами. Например, чат-бот оператора сотовой связи или банка. Чат-бот лишь даёт информацию на слова, используя текст, к которому дал доступ разработчик, не понимая, о чем с ним говорит человек и не сочувствуя собеседнику.
Проникнув в большинство сфер жизни людей, нейросеть оказывает огромное влияние на развитие ключевых областей экономики, оптимизирует рутинную работу. Так в медицине – это диагностика, создание новых лекарств и способов лечения человека, в логистике помогает строить маршруты для перевозок, контролировать расходы топлива, анализировать транспортные документы. Открывает невероятные возможности в сфере образования, промышленности, отдыха, развлечения и т.д.
ИИ может стих представить в виде картины или даже фильма, а город в образе человека. Но чтобы пользоваться определённой программой нейросети, нужно зарегистрироваться на специальном сервисе, затем будут предложены алгоритмы действий, после этого можно формулировать запросы. Здесь потребителя такой услуги могут ждать мошенники!
Также ИИ используют кредитные организации для контакта между банком и клиентом, причём клиент не всегда понимает, кто общается с ним, ведь речь нейросети похожа на речь настоящего человека и т.д. Подобные «чат-боты» используются для сервисов клиентской поддержки и имитируют человеческое общение.
Нейросеть, используя Интернет, может сгенерировать ответ на любой вопрос. И тут так же возникает проблема: корректный ли будет ответ, ведь в Интернет пишут не только специалисты в своей области, но и люди со своим представлением о мире вообще, и о заданном вопросе в частности, и «чат-бот» может не отличить правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.
Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может привести к распространению ложной информации и нарушению конфиденциальности. Во всяком случае, потребителям, следует быть осторожными при использовании искусственного интеллекта и проверять информацию в других источниках, чтобы убедиться в ее достоверности.
Информация подготовлена с использованием материалов http://rospotrebnadzor.ru/
С уважением
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке