Финансовая грамотность. Уловки мошенника
Мошенники выманивают деньги постоянно как старыми методами, так и придумывают новые схемы. Напомним некоторые примеры, что бы наши уважаемые читатели были осторожнее.
1. Звонят с неизвестного номера, сообщают, что истекает срок договора, и просят ответить на видеозвонок поступающий с популярного мессенджера.
Что происходит: На телефон поступает звонок с неизвестного номера, сообщают, что истекает срок какого-либо договора, причём мошеннику не важно, что это за Договор (на телефонную связь, на «Госуслуги» или другой Договор). В ходе разговора просят ответить на видеозвонок, который поступает параллельно по WhatsApp, Viber или с другого популярного мессенджера.
На самом деле: При вашем ответе на видеозвонок, мошенник сам увидит экран и код, поступивший по СМС.
Как противостоять: Не следовать «указаниям» от неизвестных, звонящих с подозрительных номеров. Прекратить общение. Если у вас, после звонка, остались сомнения, позвоните на горячую линию или по телефону, указанному в договоре. О случае мошенничества сообщите в правоохранительные органы.
2. Звонят с неизвестного номера и быстро прерывают звонок.
Что происходит: На телефон поступает звонок с неизвестного номера. Он длится несколько секунд, потом сбрасывается.
На самом деле: При попытке перезвонить с вас могут взять деньги за исходящий звонок.
Как противостоять: Проверить номер телефона через поиск в интернете. Не перезванивать на подозрительные номера
3. Вы решили продать товар через Интернет — вам готовы выслать деньги
Что происходит: Вы выставляете вещь для продажи в Интернете. Звонит «покупатель». Говорит, что очень хочет купить, но не может быстро подъехать, предлагает внести аванс, чтобы вы не продали товар никому другому. Просит номер вашей карты и код из СМС.
На самом деле: Называя код, вы подтверждаете перевод денег с вашей карты. Вернуть их обратно не получится.
Как противостоять: Не называть код из СМС. Для перевода денег на вашу карту нужен только её номер или номер телефона, к которому привязана банковская карта.
4. СМС с информацией о покупке, которую вы не совершали
Что происходит: Вам приходит сообщение, похожее на банковское, в котором говорится о совершении покупки, но если вы не совершали покупку, то нужно перезвонить в банк по указанному номеру телефона.
На самом деле: Когда будете перезванивать, у вас спросят реквизиты карты и код, якобы «для перевода обратно вам денег».
Как противостоять: Цифры из СМС не сообщать. Для получения информации, звонить в банк по номеру телефона, который указан на сайте банка.
5. Звонят с «госуслуг» по любому поводу и просят код, который поступит по СМС.
Что происходит: Звонят якобы с «госуслуг» (при этом на экране телефона действительно высвечивается слово «госуслуги») и сообщают, что для уточнения информации, сейчас поступит код, который Вы должны сообщить в ходе разговора. Затем Вам приходит СМС, а мошенник торопит вас, чтобы вы сообщили ему цифры из СМС.
На самом деле: Минцифры России напоминают россиянам, что сотрудники портала никогда не звонят гражданам без заявки и не запрашивают информацию из СМС. Поэтому, при просьбе передать короткий код из СМС, можно смело вешать трубку.
Как противостоять: Если у вас остались какие-то сомнения после звонка, обратитесь на горячую линию поддержки портала Госуслуг по номеру: 8 (800) 100-70-10 или через платформу обратной связи. О мошенниках сообщите в МВД.
Информация подготовлена с использованием материалов сайта Банка России и https://www.sravni.ru/
Консультационный пункт по защите прав потребителей
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке