Срочные действия при переводе средств мошенникам
В случае мошенничества необходимо немедленно обратиться в банк или платежный сервис. Чем быстрее вы это сделаете, тем выше шанс остановить транзакцию до списания денег. Связаться с банком можно разными способами: по телефону горячей линии; в чате банковского приложения; при личном посещении офиса.
При обращении в банк заблокируйте свою карту – ее данные могли попасть к мошенникам. Затем необходимо собрать информацию: дата, время и сумма перевода; реквизиты получателя; обстоятельства сомнительной операции (как произошел контакт с мошенником).
Финансовые учреждения обязаны реагировать на такие обращения: вносить данные о получателе во внутренние блокировки и передавать их в Банк России.
Центробанк формирует общероссийскую базу данных по операциям, которые совершаются под давлением злоумышленников или с использованием украденной информации. Если будет новый перевод этому же получателю, банк или платежная система откажутся его исполнять. Если транзакция все же прошла, финансовая организация обязана вернуть деньги. Такие поправки к Закону о национальной платежной системе вступили в силу с 2024 года.
Финансовая организация обязана вернуть деньги, если:
1. Платеж проведен, несмотря на наличие получателя в стоп-листе ЦБ.
2. Операция выполнена после официального уведомления владельца счета о краже данных карты или мошенничестве.
3. Банк не предупредил своего клиента о подозрительном переводе.
4. Клиент оперативно сообщил о сомнительной операции сразу после получения уведомления.
Для минимизации рисков можно оформить страховку от мошеннических рисков. Услугу предоставляют крупные финансовые организации (Сбербанк, ВТБ, Т-Банк и другие), а также страховые компании.
Проверьте настройки безопасности в ключевых сервисах («Госуслуги», банковские приложения, почта):
Анализ активности. Изучите историю входов в аккаунты – обратите внимание на подозрительные действия. Большинство сервисов фиксирует авторизацию с новых устройств или необычных локаций, отправляя уведомления.
Обновление паролей. Создавайте сложные комбинации символов (цифры, буквы разного регистра, спецзнаки) и не повторяйте их на разных сайтах. Используйте менеджеры паролей для безопасного хранения.
Двухэтапная верификация. Подключите дополнительный уровень защиты: кроме пароля, система будет запрашивать код из смс, приложения (Google Authenticator) или биометрические данные. Это затруднит доступ к аккаунту, даже если злоумышленник узнает пароль.
Проверка устройств. Убедитесь, что на смартфоне и ПК установлены обновленные антивирусы. Удалите незнакомые или ненадежные приложения. Регулярно запускайте сканирование системы на наличие вирусов и шпионского ПО.
Напишите заявление в полицию, поставьте в известность Роскомнадзор.
Каждая минута промедления увеличивает риск невозврата средств.
Информация подготовлена с использованием материалов https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/article/perevel-moshennikam-dengi-kak-deystvovat-v-takoy-situatsii/
С уважением
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке